Во всех трамвайных хозяйствах имеются технологические трамваи , играющие важную роль в перевозках грузов.
выведенные из эксплуатации пассажирские вагоны методом демонтажа сидений из салонов и заделки окон переделывают в депо под грузовые, обрезая кузов и устанавливая грузовую платформу.
В зимнее время трамвайные хозяйства не обходятся без без специализированных вагонов-снегоочистителей. В советский период их строили в Москве, Ленинграде, Воронеже. В настоящее время такую технику выпускает новосибирский завод "Горэлектротранс", где сконструировали очень интересный спецвагон ВТК-24 - снегоочиститель воздушно-вентиляторного типа на базе трамвая КТМ-5М3, внешне представляющий как бы всасывающий вентилятор, но в обратном порядке. Мощным потоком воздуха он выдувает снег из междупутья и рельсов.
В Санкт-Петербурге реставрируют старые вагоны-снегоочистители, после ремонта которые смотрятся как новые, несмотря что выпущены были в 1950-х годах. Реставрация проходила буквально по винтикам: и в конечном итоге сызнова отстроили: меняли деревянные кузова на металлические, внедряли комплексную механизацию, автоматическое и полуавтоматическое управление транспортными процессами.
Трамвайные хозяйства стали использовать рельсошлифовочные вагоны, рельсотранспортеры, вагоны-вышки контактной сети, специализированный вагон термитной сварки, путеремонтные машины, шпалоподбивочные машины и прочие спецтрамваи, способствующих повышению производительности труда, высвобождению людей от тяжелых и трудоемких ручных работ, а также снижению материальных и трудовых затрат.