Грузовые трамваи - не столь уж редкое явление. Они в большинстве городов имелись, где были построены трамвайные линии в довоенные и в дореволюционные годы. В условиях слабой автомобилизации трамваи эти роль выполняли грузовых автомобилей. От основных линий для обеспечения перевозок таких ответвления делались к товарным дворам станций железнодорожных, к магазинам, складам, а также на предприятия непосредственно. Такие ветки свое существование прекратили только в конце 40-х - начале 50-х гг. Была когда-то и в Минске грузовая трамвайная ветка.
Но вот чтобы была построена трамвайная линия и более шести десятилетий действовала исключительно как грузовая - такой пример только один во всем бывшем Союзе. Это кисловодский грузовой трамвай, который перевозил груз весьма специфический - бутылки с популярной минеральной водой "Нарзан".
Самый большой расцвет грузового трамвайного движения на годы Великой Отечественной войны пришелся, особенно в Ленинграде и Москве.
Военные годы
С началом войны постепенно из Москвы исчезать стали грузовые автомобили, которые на фронт мобилизовывались. Возникла угроза прекращения перевозок грузовых. Грузовой автотранспорт заменить могли только грузовой троллейбус и трамвай. Уже в августе 1941 года начал трамвай перевозить грузы по заявкам всех предприятий и учреждений. В сентябре для перевозки угля и дров строительство грузовых трамвайных веток началось к базам Мосгортопа в Лефортове, Калужской, Трифоновской, Сокольниках. В конце сентября завершена была постройка грузовой трамвайной линии к Южному речному порту длиной 3,2 км. По ней вывозились в первую очередь дрова и овощи. Продолжалась перевозка трамваями с мельницы им. Цюрупы муки на хлебозаводы. Кроме того, трамваи грузовые песок перевозили с карьеров в Нагатино и Филях для строительства сооружений оборонительных, для тушения зажигательных снарядов и бомб.